История «Шелл»
Основатель транспортно-коммерческой компании «Шелл Транспорт энд Трейдинг» Маркус Самуэль.
Почти 200 лет назад в угоду моде на экзотические предметы декора владелец лондонской антикварной лавки начал ввозить морские раковины с Дальнего Востока. Предприятие Маркуса Самуэля заложило основы для процветающего экспортно-импортного бизнеса, которым впоследствии управляли его сыновья Маркус мл. и Сэм. В то время для освещения и в качестве ГСМ широко применялась нефть; опорной базой развития отрасли стал российский город Баку — учитывая стратегическую значимость расположенной в нем естественной гавани и наличие крупных запасов высокосортной нефти.
С появлением в 1886 г. двигателя внутреннего сгорания увеличилась потребность в транспортном топливе. Используя опыт и наработки на транспорте, братья Самуэль организовали перевозки больших партий нефти на пароходах. Первый рейс нефтяного танкера-первопроходца «Мюрекс» ознаменовал революцию в области транспортировки этого сырья. В 1892 г. «Мюрекс» был единственным танкером, курсировавшим в водах Суэцкого канала. В 1897 г. братья дали своему предприятию название «Шелл». Логотипом служила раковина мидии.
Контакты «Шелл» с компанией «Ройял Датч Петролеум» стали результатом деятельности «Шелл» на Востоке и параллельного поиска новых ресурсов для сокращения зависимости от России. В 1903 г. они объединили усилия, чтобы противостоять засилью «Стэндард ойл». В 1907 г. произошло полное слияние компаний. «Шелл» поменял логотип на створчатую раковину – гребешок, который используется по сей день. К концу 20-х годов прошлого столетия «Шелл» вышел на первое место среди нефтяных предприятий – на его долю приходилось 11% общемирового объема добычи сырой нефти и 10% наливного тоннажа. В 30-х годах наступили тяжелые времена. Находившиеся в Мексике активы компании были арестованы, и в ходе национализации нефтяных месторождений «Шелл» был вынужден пойти на значительные уступки правительству Венесуэлы.
После окончания Второй мировой войны на фоне стремительного роста популярности автомобильного транспорта «Шелл» стала развивать деятельность в Африке и Южной Америке. Увеличились объемы и энергоэффективность транспортировки. В 1947 г. «Шелл» пробурил первую рентабельную нефтяную скважину на шельфе Мексиканского залива. К 1955 г. количество скважин возросло до 300. В 1958 г. началась добыча нефти в Нигерии.
В 1969 г. власть в Ливии захватил Каддафи; объемы нефтедобычи снизились при одновременном росте тарифов. Другие добывающие компании грозились пойти на аналогичные меры, и разразившаяся в 1973 г. война Йом-Кипур довершила картину кризиса. В течение нескольких недель страны ОПЕК подняли цены на нефть в четыре раза и установили двухмесячный бойкот. Для экономики западных стран это имело катастрофические последствия.
70-е годы знаменательны тем, что «Шелл» стал осваивать нефтяные месторождения в Северном море и Южной Америке; эти начинания, сопряженные с немалыми трудностями и затратами, в перспективе должны были оправдать себя — учитывая сокращение поставок нефти с Ближнего Востока. В 1978 г. «Шелл» завершил строительство самой высокой буровой и добывающей платформы (1 100 футов) Cognac в Мексиканском заливе.
Начиная с середины 90-х годов, на фоне повышения значимости вопросов охраны окружающей среды усилилось внимание общественности к нефтяной отрасли. На «Шелл» обрушилась критика в связи с планами затопления платформы Брент Спар (Brent Spar), непросто обстояли дела в Нигерии. В начале нового тысячелетия концерн «Шелл» стал расширять деятельность на российско-китайском направлении. В 2005 г. после комплексной реорганизации была создана новая, единая корпоративная структура. «Шелл» по-прежнему входит в число лидеров нефтегазовой отрасли. Одно из перспективных направлений нашей деятельности – производство продукции на основе технологий сжижения природного газа и газожидкостной конверсии. Кроме того, мы участвуем в разработке биологического топлива и вовлечены в технологические проекты по генерации э/э с использованием энергии ветра.
История «Шелл» в России
На протяжении более ста лет концерн «Шелл» прочно связан с экономикой России. Это партнерство выдержало испытание временем, и на его впечатляющих результатах строится стратегия сотрудничества России и «Шелл» в XXI веке.
Баку. Нефтяные промыслы
В конце ХIХ века Россия стала одним из главных мировых центров нефтедобычи. Разведанные месторождения на Кавказе и Прикаспии привлекли к России внимание крупнейших иностранных нефтепромышленников. Один из них, будущий основатель концерна «Шелл» Маркус Сэмюэль-младший, в начале 90-х годов XIX века приехал в Батум и был потрясен танкерами, в которых Россия экспортировала нефть. Оценив перспективность этого вида транспорта, он построил свой первый танкер «Мюрэкс», который положил начало танкерному флоту «Шелл» – самому крупному частному флоту в мире.
Заключение соглашения между Россией и Англией в 1907 году о разделе сфер влияния в Азии способствовало укреплению позиций «Шелл» на Кавказе и в Каспийском регионе. «Шелл» стал приобретать акции российских предприятий. Решающий шаг в упрочении своих позиций в России «Шелл» сделал в 1911 году, когда концерн приобрел основные российские нефтяные компании, принадлежавшие семье Ротшильдов, в том числе знаменитые в те годы предприятия «Мазут» и «Российско-Черноморское пароходство». В результате сделки «Шелл» приобрел контроль над 20% нефтяной промышленности страны, а доля России в нефтедобыче «Шелл» стала составлять около одной трети.
В 1917 году совокупный капитал предприятий «Шелл» в России превысил 100 млн рублей, а нефтедобыча достигла более 1,45 млн т. В октябре 1917 года в результате национализации «Шелл» лишился всех своих российских компаний. Однако концерн не терял связи с Россией и продолжал заключать контракты на покупку нефти.
Во время Второй мировой войны «Шелл» принимал активное участие в поставках нефтепродуктов в СССР по ленд-лизу, а также оказывал продовольственную помощь Советскому государству. В послевоенные годы и вплоть до середины 80-х годов «Шелл» закупал в СССР нефть и нефтепродукты, поставляя в Советский Союз продукты нефтехимии. В 1983 году «Шелл» открыл представительство в России, а в 1992 году зарегистрировал компанию «Шелл Нефть» по сбыту смазочных материалов.
В настоящее время «Шелл» является одним из крупнейших иностранных инвесторов в российскую экономику. На сегодняшний день компании и совместные предприятия концерна «Шелл» работают в России в различных сферах бизнеса: разведке, добыче и транспортировке нефти и газа, маркетинге смазочных материалов, химических и нефтепродуктов, моторных и индустриальных масел, а также в строительстве и эксплуатации сети АЗС.