История «Шелл»

История «Шелл»

Основатель транспортно-коммерческой компании «Шелл Транспорт энд Трейдинг» Маркус Самуэль.

Почти 200 лет назад в угоду моде на экзотические предметы декора владелец лондонской антикварной лавки начал ввозить морские раковины с Дальнего Востока. Предприятие Маркуса Самуэля заложило основы для процветающего экспортно-импортного бизнеса, которым впоследствии управляли его сыновья Маркус мл. и Сэм. В то время для освещения и в качестве ГСМ широко применялась нефть; опорной базой развития отрасли стал российский город Баку — учитывая стратегическую значимость расположенной в нем естественной гавани и наличие крупных запасов высокосортной нефти.

С появлением в 1886 г. двигателя внутреннего сгорания увеличилась потребность в транспортном топливе. Используя опыт и наработки на транспорте, братья Самуэль организовали перевозки больших партий нефти на пароходах. Первый рейс нефтяного танкера-первопроходца «Мюрекс» ознаменовал революцию в области транспортировки этого сырья. В 1892 г. «Мюрекс» был единственным танкером, курсировавшим в водах Суэцкого канала. В 1897 г. братья дали своему предприятию название «Шелл». Логотипом служила раковина мидии.

Контакты «Шелл» с компанией «Ройял Датч Петролеум» стали результатом деятельности «Шелл» на Востоке и параллельного поиска новых ресурсов для сокращения зависимости от России. В 1903 г. они объединили усилия, чтобы противостоять засилью «Стэндард ойл». В 1907 г. произошло полное слияние компаний. «Шелл» поменял логотип на створчатую раковину – гребешок, который используется по сей день. К концу 20-х годов прошлого столетия «Шелл» вышел на первое место среди нефтяных предприятий – на его долю приходилось 11% общемирового объема добычи сырой нефти и 10% наливного тоннажа. В 30-х годах наступили тяжелые времена. Находившиеся в Мексике активы компании были арестованы, и в ходе национализации нефтяных месторождений «Шелл» был вынужден пойти на значительные уступки правительству Венесуэлы.

После окончания Второй мировой войны на фоне стремительного роста популярности автомобильного транспорта «Шелл» стала развивать деятельность в Африке и Южной Америке. Увеличились объемы и энергоэффективность транспортировки. В 1947 г. «Шелл» пробурил первую рентабельную нефтяную скважину на шельфе Мексиканского залива. К 1955 г. количество скважин возросло до 300. В 1958 г. началась добыча нефти в Нигерии.

В 1969 г. власть в Ливии захватил Каддафи; объемы нефтедобычи снизились при одновременном росте тарифов. Другие добывающие компании грозились пойти на аналогичные меры, и разразившаяся в 1973 г. война Йом-Кипур довершила картину кризиса. В течение нескольких недель страны ОПЕК подняли цены на нефть в четыре раза и установили двухмесячный бойкот. Для экономики западных стран это имело катастрофические последствия.

70-е годы знаменательны тем, что «Шелл» стал осваивать нефтяные месторождения в Северном море и Южной Америке; эти начинания, сопряженные с немалыми трудностями и затратами, в перспективе должны были оправдать себя — учитывая сокращение поставок нефти с Ближнего Востока. В 1978 г. «Шелл» завершил строительство самой высокой буровой и добывающей платформы (1 100 футов) Cognac в Мексиканском заливе.

Начиная с середины 90-х годов, на фоне повышения значимости вопросов охраны окружающей среды усилилось внимание общественности к нефтяной отрасли. На «Шелл» обрушилась критика в связи с планами затопления платформы Брент Спар (Brent Spar), непросто обстояли дела в Нигерии. В начале нового тысячелетия концерн «Шелл» стал расширять деятельность на российско-китайском направлении. В 2005 г. после комплексной реорганизации была создана новая, единая корпоративная структура. «Шелл» по-прежнему входит в число лидеров нефтегазовой отрасли. Одно из перспективных направлений нашей деятельности – производство продукции на основе технологий сжижения природного газа и газожидкостной конверсии. Кроме того, мы участвуем в разработке биологического топлива и вовлечены в технологические проекты по генерации э/э с использованием энергии ветра.

ИСТОРИЯ «ШЕЛЛ» В РОССИИ

На протяжении более ста лет концерн «Шелл» прочно связан с экономикой России. Это партнерство выдержало испытание временем, и на его впечатляющих результатах строится стратегия сотрудничества России и «Шелл» в XXI веке.

Баку. Нефтяные промыслы.

В конце ХIХ века Россия стала одним из главных мировых центров нефтедобычи. Разведанные месторождения на Кавказе и Прикаспии привлекли к России внимание крупнейших иностранных нефтепромышленников. Один из них, будущий основатель концерна «Шелл» Маркус Сэмюэль-младший, в начале 90-х годов XIX века приехал в Батум и был потрясен танкерами, в которых Россия экспортировала нефть. Оценив перспективность этого вида транспорта, он построил свой первый танкер «Мюрэкс», который положил начало танкерному флоту «Шелл» – самому крупному частному флоту в мире.

Заключение соглашения между Россией и Англией в 1907 году о разделе сфер влияния в Азии способствовало укреплению позиций «Шелл» на Кавказе и в Каспийском регионе. «Шелл» стал приобретать акции российских предприятий. Решающий шаг в упрочении своих позиций в России «Шелл» сделал в 1911 году, когда концерн приобрел основные российские нефтяные компании, принадлежавшие семье Ротшильдов, в том числе знаменитые в те годы предприятия «Мазут» и «Российско-Черноморское пароходство». В результате сделки «Шелл» приобрел контроль над 20% нефтяной промышленности страны, а доля России в нефтедобыче «Шелл» стала составлять около одной трети.

В 1917 году совокупный капитал предприятий «Шелл» в России превысил 100 млн рублей, а нефтедобыча достигла более 1,45 млн т. В октябре 1917 года в результате национализации «Шелл» лишился всех своих российских компаний. Однако концерн не терял связи с Россией и продолжал заключать контракты на покупку нефти.

Во время Второй мировой войны «Шелл» принимал активное участие в поставках нефтепродуктов в СССР по ленд-лизу, а также оказывал продовольственную помощь Советскому государству. В послевоенные годы и вплоть до середины 80-х годов «Шелл» закупал в СССР нефть и нефтепродукты, поставляя в Советский Союз продукты нефтехимии. В 1983 году «Шелл» открыл представительство в России, а в 1992 году зарегистрировал компанию «Шелл Нефть» по сбыту смазочных материалов.

В настоящее время «Шелл» является одним из крупнейших иностранных инвесторов в российскую экономику. На сегодняшний день компании и совместные предприятия концерна «Шелл» работают в России в различных сферах бизнеса: разведке, добыче и транспортировке нефти и газа, маркетинге смазочных материалов, химических и нефтепродуктов, моторных и индустриальных масел, а также в строительстве и эксплуатации сети АЗС.

ЛОГОТИП «ШЕЛЛ»

Морская раковина желто-красного цвета уже на протяжении более 100 лет является логотипом «Шелл» и содействуют продвижению имиджа концерна. Это не только символы высокого качества нашей продукции и услуг; они служат наглядным отражением профессионализма и ценностей, которые положены в основу деятельности по всем направлениям и развития взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами во всем мире.

История логотипа Шелл
Вот уже более ста лет слово «ракушка», или «Шелл», наша эмблема в виде ракушки гребешка и наши отличительные цвета — красный и желтый — используются для идентификации нашего бренда и продвижения репутации компании. Эти символы обозначают качество наших продуктов и услуг, представляют наш профессионализм и ценности во всем мире.

Наименование компании было «Шелл» (англ. раковина), и каждый танкер Самуэла, перевозящий керосин на восток, носил имя разных раковин. Гребешок, возможно, был взят из фамильного герба бизнес-партнера, г-на Грэма, который импортировал керосин Самуэла в Индию и стал директором The Shell Transport and Trading Company. После переезда в Сантьяго де Компостела в Испании, семья Грэма взяла в качестве герба ракушку святого Иакова. С течением времени форма ракушки постепенно изменилась в соответствии с тенденциями графического дизайна. Дизайнер Рэймонд Лоуи создал и представил существующую эмблему в 1971 году.

В 1915 году калифорнийская компания «Шелл» впервые построила станции обслуживания, и им необходимо было выделиться на фоне конкурентов. Они использовали яркие цвета, которые не были бы обидны для жителей Калифорнии: из-за тесных испанских связей штата были выбраны красный и желтый.

Сегодняшние цвета появились годы спустя, в 1995 году были введены яркие, запоминающиеся для потребителя красный и желтый цвета «Шелл» для новых розничных продуктов компании. Гребешок остается одним из самых известных символов бренда в 21 веке.